Два растения одного вида примеры

Содержание
  1. Лабораторная работа по выявлению изменчивости у особей одного вида среди растений1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства. 2. выявить у исследуемых растений признаки различия. ответить на вопрос : какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида.3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции. какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?
  2. Page 3
  3. Page 4
  4. Page 5
  5. Page 6
  6. Page 7
  7. Page 8
  8. Page 9
  9. Page 10
  10. Page 11
  11. Page 12
  12. Page 13
  13. Page 14
  14. Page 15
  15. Page 16
  16. Page 17
  17. Page 18
  18. Page 19
  19. 1
  20. 2
  21. 3
  22. 4
  23. 5
  24. 6
  25. Изменчивость организмов. Урок 8
  26. Модификационная изменчивость
  27. Изменчивость и норма реакции
  28. Статистический анализ модификационной изменчивости
  29. Наследственная изменчивость
  30. Комбинативная изменчивость
  31. § 26. Основы систематики растений
  32. Вопросы в конце параграфа
  33. Подумайте
  34. Задания
  35. Словарик
  36. Урок 5: Размножение растений
  37. Виды размножения
  38. Размножение споровых растений
  39. Размножение семенных растений
  40. Размножение покрытосеменных растений
  41. Вегетативное размножение
  42. Жизненные формы растений
  43. Классификации жизненных форм растений
  44. Классификация жизненных форм растений с учетом особенностей роста и длительностью жизни
  45. Классификация Х. Раункиера

Лабораторная работа по выявлению изменчивости у особей одного вида среди растений1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства. 2. выявить у исследуемых растений признаки различия. ответить на вопрос : какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида.3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции. какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

Два растения одного вида примеры

Лабораторная работа по выявлению изменчивости у особей одного вида среди растений1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства. 2. выявить у исследуемых растений признаки различия.

ответить на вопрос : какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида.

3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции.

какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 3

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 4

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 5

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 6

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 7

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 8

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 9

биология изучает живые организмы и подразделяет их на 4 царства. напишите 4 царства и к каждому царству примеры организмов.

Page 10

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 11

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 12

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 13

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 14

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 15

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 16

ПОМОГИТЕ пож, заполните таблицу клетки кровиэритроциты,лимфоциты,тромбоциты:

фора,наличие ядра,функция,количество клеток в 1мм(3) корви

Page 17

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Page 18

                             класс морские лилии

1.почему класс получил такое название?

2.благодаря каким признакам животных относят к данному классу?

3.значение в природе?

4.какие особенности животных,особенно удивляет?

                                                                                      ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

Page 19

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

0

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

1

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

2

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

3

Нужно название мышцы или мышечной группы.

1. Мышцы, одним концом прикрепляющем к костям черепа , а другим – к коже или только к коже: Ответ  какой?

2. Мыщцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Ответ?

3. Мышца шеи и спины, откидывающая назад в голову. Ответ?

4.Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращается вместе, и наклоняющие голову в сторону, когда сокращается по одиночке. Ответ?

5. Мышца спины, отводящая руки за спину. ответ?

6. Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд.. Ответ?

7.Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки. Ответ?

8. Мышцы , понимающие туловище  из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах.. Ответ?

9. Мышцы, обеспечивающие прямохождение. Ответ?

10. Мышца руки, отводящая плечо в сторону. Ответ?

11. Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак. Ответ?

4

Помогите пожалуйста плизик!!!!!!!!!

Вопрос:

1)Почему мужчина и женщина не похожи друг на друга ?

2)Чем отличаются семья человека и семья животных ?

5

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

6

При массе 60кг и росте 1.6 м площадь поверхности тела человека равна примерно 1.6 в квадрате рассчитайте силу, с которой

Источник: https://znanija.site/biologiya/3138766.html

Изменчивость организмов. Урок 8

Два растения одного вида примеры

Изменчивость – это совокупность различий по тому или иному признаку между особями одного вида или популяции. Это свойство живых организмов наряду с наследственностью является предметом изучения генетики.

Морфологические различия популяций поразили Дарвина и Уоллеса во время их путешествий и стали одной из причин возникновения теории эволюции.

Предсказуемый результат передачи признаков по наследству послужил основой для работ Менделя.

Дарвин сделал вывод, что признаки могут развиваться в результате отбора, а Мендель объяснил механизм, благодаря которому ведётся этот отбор. Но не все признаки передаются по наследству.

Одни из них формируются только под влиянием генотипа и наследуются, на другие оказывает влияние внешняя и внутренняя среда, как в том случае про сиамских кошек и гималайских кроликов, который мы рассматривали в уроке про отклонения от законов Менделя. По причине зависимости и независимости от генотипа изменчивость делят на группы (рис.1).

Рис. 1. Виды изменчивости в живой природе

Модификационная изменчивость

Модификация (от лат. modificatio) – видоизменение, преобразование, усовершенствование. Модификационная изменчивость, или фенотипическая пластичность (по Дарвину – определённая изменчивость) – это изменение фенотипа в пределах нормы реакции под влиянием окружающей среды, не затрагивающее генотипа.

Лучшие примеры – различия однояйцовых близнецов, особенно живущих в разных условиях и выращивание деревьев в форме бонсай. Рассмотрим другие примеры.

Бонсай
Изображение BUMIPUTRA с сайта Pixabay

Вегетативное размножение растений

При вегетативном размножении картофеля всё поколение генотипически полностью идентично. Но растения не будут одинаковыми. Отличия в кустистости, в величине клубней и др. будут присутствовать между всеми клонами.

Это будет вызвано разным количеством влаги, света, качеством почвы, сорняками, вредителями и др. От года к году все эти признаки меняются. В один год клубни крупные, в другой мелкие, а генотип тот же.

Изображение Jing с сайта Pixabay

Листья разной формы у стрелолиста

Другой распространённый и часто встречающийся в итоговых заданиях ОГЭ и ЕГЭ пример – листья стрелолиста (Sagittaria), рода водных растений семейства Частуховые. У этого растения развивается 3 типа листьев, которые зависят от среды:

  • под водой;
  • на поверхности воды;
  • на воздухе.

Если посадить стрелолист на мелководье, то и листья у него будут одинаковыми.

Стрелолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia L)
Ботаническая иллюстрация К. А. М. Линдмана из книги Bilder ur Nordens Flora, 1917—1926

Влияние температуры на окраску цветков примулы

Ещё один пример классической реакции растений на условия окружающей среды. Если одно из растений примулы с красными цветками перенести в оранжерею с постоянной температурой 30-35°С и повышенной влажностью, то новые цветки окажутся белыми.

Если эти растения вновь вернуть в условия низких температур (15-20°С), то они опять начинают цвести красными цветками. Очевидно, что сам по себе цвет не наследуется, а наблюдается его изменчивость в зависимости от изменения окружающей среды.

Primula varia
TeunSpaans

Изменение окраски гималайского кролика

У этой породы кроликов глаза лишены пигмента, поэтому кажутся красными. Они имеют белую окраску шерсти, но остаются окрашенными ноги, хвост и уши.

Оказалось, что для проявления этого признака необходимо строгое соответствие генотипа и условий среды. Генотип этих кроликов таков, что пигмент начинает вырабатываться в условиях пониженных температур.

Поэтому в тех участках тела кроликов, где кровоснабжение понижено, может развиваться чёрный пигмент (меланин).

Если выбрить волосы и переместить кролика в условия пониженной температуры, то вновь выращенные волосы окажутся пигментированными. В данном случае наследуется не окраска, а способность синтезировать пигмент в зависимости от температурных условий.

Гималайский кролик (Himalayan rabbit).
Изображение RoboMichalec с сайта Pixabay

Зависимость яйценоскости несушек от длины светового дня

Длина светового дня влияет на выработку половых гормонов у кур. Поэтому для кур-несушек увеличивают световой день за счёт искусственного освещения.

Влияние условий среды на число эритроцитов у человека

У людей, которые живут в горах и у людей, которые живут ближе к морю, разное число эритроцитов в крови. При смене места жительства может наблюдаться изменение этого числа. В 1 мл крови у людей, живущих в местностях на уровне моря, эритроцитов в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. Число эритроцитов растет пропорционально подъему над уровнем моря.

Это явление можно легко объяснить, если вспомнить, что главная функция эритроцитов – перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.

Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к недостатку его в тканях. Поэтому насущная потребность в кислороде заставляет человека и животных адаптивно реагировать путем изменения числа эритроцитов на разных высотах.

Эта реакция обратима: переезд в места, расположенные на уровне моря, приводит к снижению числа эритроцитов в крови.

Автор загрузки: CFCF

Изменчивость и норма реакции

Но могут ли признаки изменяться бесконечно? Меланин у человека вырабатывается в коже под действием солнечных лучей. Значит ли это, что мы можем превратиться в негров? А развивая скорость бега, сможем ли мы когда-либо обогнать несущегося гепарда?

В генотипе заложен предел изменчивости признака, он называется нормой реакции. Характеристики изменяются в разной степени, в зависимости от типа признаков норма реакции бывает узкой и широкой.

Формирование фенотипа происходит в результате онтогенеза при взаимодействии генотипа и окружающей среды. Одна из центральных проблем генетики – выяснение соотносительной роли генотипа и условий среды обитания. Например, развитие таких человеческих качеств как индивидуальность, интеллект, темперамент зависят как от наследственных, так и от средовых факторов.

Признаки модификационной изменчивости. Таб. 1.

Название признакаХарактеристика признакаПримеры
1. Могут быть обратимыми и необратимыми.Со сменой условий среды у особей меняется степень выраженности признака.·      Обратимые: загар у человека, удойность у коров, вес тела животных и человека.·      Необратимые: шрамы на теле, искривление костей при рахите, рост человека.
2. В большинстве случаев – адекватность, она же интенсивность (определённость, или предсказуемость).Степень выраженности признака зависит от продолжительности и интенсивности действия того или иного фактора.·      Чем дольше мы будем находиться под прямыми солнечными лучами, тем сильнее загорим.·      Чем дольше упражняться, тем сильнее и больше мышцы.
3. Может иметь приспособительный (адаптивный) характер.В ответ на изменившиеся условия среды, особь изменяет свой фенотип, чтобы выжить.У человека, поднимающегося высоко в горы, увеличивается число эритроцитов в крови.
4. Массовый (групповой) характер, или направленность.У сходных по генотипу особей в одинаковых условиях будут наблюдаться примерно одинаковые модификации.·      Все отдельно стоящие сосны обладают раскидистой кроной, и ветви у них растут по всей длине ствола.·       К зиме у всех волков шерсть становится гуще, но только при условии жизни на улице. В тёплом зоопарке они утрачивают такую способность.·      У всех здоровых людей со светлой кожей воздействие солнечных лучей вызывает образование загара.
5. Устойчивое наследование возникающих изменений отсутствует.Наследуется только норма реакции, в пределах которой могут происходить изменения.Исключение: у бактерий в течение нескольких поколений может сохраняться устойчивость к мышьяку.
6. Появляется в течение жизни.Организм не родится с такими признаками, они возникают под действием среды в течение жизни.Цвет волос и цвет радужной оболочки глаз может выцветать при воздействии ультрафиолета.

Статистический анализ модификационной изменчивости

Количественные признаки поддаются определённому описанию.

Для характеристики степени их изменчивости, нахождения среднего, максимального и минимального значений, применяют статистические методы – построение вариационного ряда и вариационной кривой.

При этом каждый признак и его конкретное число называется вариантой. Чтобы охарактеризовать количественный признак, нужно произвести измерения и составить вариационный ряд.

Вариационный ряд – это свойство организма, которое состоит из отдельных видоизменений, расположенных в порядке увеличения или уменьшения. Для объективной характеристики изменчивости признака нужно исследовать большое количество особей, статистические закономерности выводятся только при наличии большого количества данных.

Алгоритм построения вариационного ряда и установления предела изменчивости на примере размера семян тыквы:

  1. Измеряем длину семян от вершины до основания. Все данные записываем в ряд.

2. Располагаем данные числа в порядке увеличения.

3. Определяем частоту встречаемости каждой варианты. Для этого подсчитываем количество семян, имеющих одинаковую длину, и записываем данные в таблицу.

4. На основании данных таблицы строим вариационную кривую: по оси абцисс отмечаем длину семян, по оси ординат – частоту встречаемости. Соединяем точки на графике.

Иллюстрация из учебника А. В. Теримова «Биология»

5. Анализируем график. Максимальная возможная величина семян тыквы равна 19 мм, минимальная — 8 мм, средняя — 13-14 мм. Варианты со средним значением встречаются чаще, а с крайними – реже. Они являются отклонениями от нормы – от среднего значения. Чем сильнее отклонение, тем меньше частота встречаемости.

Чтобы точно определить среднее значение изменчивости признака, нужно высчитать его по формуле:

M=Ʃ(ʋ х p)/n,

где M – среднее значение, Ʃ – знак суммирования, ʋ — значение варианты, p – частота встречаемости этой варианты, n – общее число вариант ряда. Это формула нахождения среднего значения вам знакома из математики.

Наследственная изменчивость

Все виды наследственной изменчивости связаны с генами, не важно где они расположены: в хромосомах ядра, в нуклеоидах или плазмидах бактерий или в пластидах и митохондриях клеток эукариот.

Изменение в этих структурах приводят к исчезновению старых или появлению новых признаков.

Наследственная (она же генетическая, она же неопределённая — по Дарвину) изменчивость делится на две группы: мутации и комбинации.

Комбинативная изменчивость

О комбинативной изменчивости мы говорили в уроке про хромосомное наследование. Почему у темнокожих родителей могут появиться на свет дети со светлой кожей (но не наоборот)? Пигментация кожи у человека определяется 4-6 парами полимерных генов.

В генотипе коренных жителей Африки имеются преимущественно доминантные аллели (Р1Р1Р2Р2Р3Р3Р4Р4), у представителей европеоидной рассы – рецессивные (p1p1p2p2p3p3p4p4). От брака темнокожего и белой женщины рождаются дети с промежуточным цветом кожи – мулаты (Р1р1P2р2P3р3P4р4).

Если супруги – мулаты, то возможно рождение детей с пигментацией кожи от максимально светлой к максимально темной.

Если в семье темнокожих отца и матери были белые родственники, то аллели, отвечающие за белый цвет могут сохраниться. Белый цвет рецессивный и может проявиться только в гомозиготном состоянии.

Поэтому надо, чтобы рецессивные аллели попали в зиготу как от отца, так и от матери, а доминантные при этом отсутствовали.

Эти единичные случаи встречаются крайне редко и только при выпадании нескольких счастливых случайностей.

Редкий аллель при половом размножении проходит 3 этапа отбора:

  • перетасовку во время кроссинговера, происходящего в профазе I мейоза;
  • помещение в одну из гамет при расхождении хромосом во время анафазы I мейоза;
  • попадание в зиготу при случайном сочетании гамет при оплодотворении.

Одним из примеров комбинативной изменчивости может служить рождение детей с I или IV группой крови у гетерозиготных родителей, имеющих II и III группы крови (у потомков появляются новые признаки, отличные от родительских).

Другим примером может быть появление мух с серым телом и зачаточными крыльями, с черным телом и нормальными крыльями при скрещивании дигетерозиготной дрозофилы (серое тело, нормальные крылья) с черным самцом, имеющим зачаточные крылья.

В данном случае у потомства вследствие кроссинговера возникают новые сочетания признаков родителей.

Таким образом, комбинативная изменчивость — важнейший источник разнообразия живых организмов и их возможности к адаптации.

Источник: https://tvoiklas.ru/izmenchivost-organizmov-urok-8/

§ 26. Основы систематики растений

Два растения одного вида примеры

1. Какие царства органического мира вам известны?

Царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных.

2. Какие основные группы растений вы знаете?

Основные известные группы растений — это водоросли, папоротники, мхи, плауны, хвощи, голосеменные растения и покрытосеменные (цветковые) растения.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему необходима классификация растений?

Классификация растений позволяет учёным лучше понимать и изучать всё многообразие растений, описывать их, устанавливать их сходство и различие, а также родство с другими растениями.

2. Какие единицы систематики вы знаете и для чего они служат?

Вид —  это основная единица систематики. Вид служит для определения конкретного растения, например ивы ломкой. 

Род — объединяет различные растения одного вида. Например, ива ломкая, ива белая, ива козья и другие ивы относятся к одному роду Ива. 

Семейство — объединяет несколько родственных родов. Например, род Тополь, род Ива и род Чозения объединены в семейство Ивовые.

Порядок — объединяет несколько семейств со сходными особенностями. Например, к порядку Ивоцветные относятся растения с мелкими, незаметными, однополыми цветками собранными в соцветия серёжка. Сейчас в этот порядок входит только одно семейство Ивовые.

Классы — объединяют растения по более общим признакам. Например, в один класс могут входить растения с одинаковой корневой системой, или с одинаковым количеством семядолей, или с одинаковым жилкованием листьев и т.д. Например, порядок Ивоцветные относится к классу Двудольные. 

Отделы — наиболее крупная систематическая единица. Растения одного отдела имеют общий план строения и важнейшие признаки. Например, существует отдел покрытосеменных растений, голосеменных растений, водорослей и т.д. Так, класс Двудольные относится к отделу Покрытосеменные растения. 

3. Каковы особенности вида?

Вид — это группа близкородственных организмов, которые могут скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

4. Что такое сорт? В чём его отличие от вида?

Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными видами и свойствами. Например, существует множество сортов яблонь: антоновка, белый налив, апорт, конфетное и т.д. Все эти сорта относятся к одному виду — яблоня домашняя. 

5. По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?

Однодольные растения имеют:

  • одну семядолю в зародыше;
  • листья с параллельным или дуговым жилкованием;
  • мочковатую корневую систему;
  • расположенные «беспорядочно» проводящие пучки в стебле;
  • кратное трём число частей цветка — 3 лепестка, 6 тычинок и т.д.

Двудольные растения имеют: 

  • две семядоли в зародыше;
  • листья с сетчатым жилкованием;
  • стержневую корневую систему;
  • расположенные в центре или по кругу проводящие пучки в стебле;
  • кратное четырём или пяти число частей цветка — 5 лепестка, 12 тычинок и т.д.

6. Какие признаки являются главными при выделении растений в семейства?

Для выделения растений в семейства главными признаками являются особенности строения цветка и плода.

Подумайте

Почему, определяя, к какому классу относится растение, нельзя учитывать только один признак?

Некоторые растения, относящиеся к конкретному классу, имеют отличные от других представителей этого класса внешние характеристики. Например, вороний глаз — это однодольное растение, но с сетчатым жилкованием листьев (характерно для двудольных растений).

В этом случае растение классифицируют в соответствии с ведущим признаком класса. В нашем примере ведущим признаком класса однодольных растений будет наличие одной семянной доли в зародыше. Именно поэтому вороний глаз отнесен к классу однодольных растений. 

Задания

Пользуясь рисунком 114 (опечатка, рисунок 113), выделите признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.

ПризнакиОднодольныеДвудольные
Количество семядолей в зародышеОднаДве
Жилкование листьевПараллельное или дуговоеСетчатое
Корневая системаМочковатаяСтержневая
Расположение проводящего пучка в стеблеБеспорядочноВ центре или по кругу
Кратность частей цветка (лепестков, тычинок и т.д.)Кратно 3Кратно 4 или 5

Словарик

Систематика растений — это раздел ботаники, занимающийся классификацией растений.

Вид — это группа близкородственных организмов, которые могут скрещиваться друг с другом и давать потомство.

Род — это группа из нескольких видов растений, объединённых по некоторым общим признакам.

Семейство — это группа из нескольких родов растений, объединённых по определённым характерным признакам.

Порядок — это группа семейств растений, объединённых на основании общих признаков.

Класс — это группа порядков растений, объединённых по каким-либо существенным признакам.

Отдел — это группа классов растений, имеющих общий план строения и важнейшие общие признаки.

Царство — это группа состоящая из нескольких отделов живых организмов. Выделяют царство грибов, царство бактерий, царство животных и царство растений. 

Сорт — это группа растений, относящихся к одному виду, но преобразованных человеком для определённых хозяйственных нужд. Каждый сорт обладает какими-то особенными свойствами, полезными для человека. 

Класс однодольные — это класс, включающий в себя все растения в зародыше которых находится только одна семядоля.

Класс двудольные — это класс, включающий в себя все растения в зародыше которых находится две семядоли.

Источник: https://bio-geo.ru/uc-pasechnik-6-26/

Урок 5: Размножение растений

Два растения одного вида примеры

План урока:

Виды размножения

Размножение споровых растений

Размножение семенных растений

Размножение покрытосеменных растений

Вегетативное размножение

Виды размножения

Размножение — процесс, в результате которого число определённого организма увеличивается.

У растительных организмов различают следующие способы размножения:

  1. Половое;
  2. Бесполое (спорами и вегетативное).

Половое размножение. Если при описании способа размножения растений используются слова «гаметы», то можете без тени сомнения выбирать половое размножение. Гаметы — это специальные клетки, которые предназначены для такого способа репродукции. Фаза в жизненном цикле, которая производит половые клетки, именуется гаметофитом.

У гамет есть два вида:

  1. Мужские: подвижные мужские клетки называют сперматозоидами, а неподвижные — спермиями. У спермиев нет жгутиков (присущи покрытосеменным и голосеменным);
  2. Женские: женские клетки именуются яйцеклетками. Обычно яйцеклетки намного крупнее мужских гамет, так как содержат запас питательных веществ. Яйцеклетка состоит из цитоплазмы — ооплазмы — и ядра.

Половые клетки должны слиться друг с другом. Процесс, в итоге которого создаётся единый организм, называется оплодотворение. Единый организм именуется зиготой, из которого далее сформируется новое растение. Свежий растительный организм содержит набор признаков, который ему передали женские и мужские клетки.

Оплодотворение: Источник

Наследственный материал содержится в хромосомах. Гаметы гаплоидны, то есть в них находится одинарный набор хромосом. На схемах такой хромосом отмечается латинской буквой n. Одинарный набор присущ всем гаметофитам и некоторым водорослям (хлорелла) и грибам (мукор).

Гаметофит папоротника: Источник

При слиянии гамет формируется зигота, которая имеет двойной (диплоидный) набор хромосом. При этом родительские признаки перемешиваются, и образуется уникальное растение со своим набором признаков. В этом и состоит биологический смысл: комбинации генов увеличивают генетическое разнообразие потомства, что приводит к появлению новых более приспособленных организмов.

Бесполое размножение. Бесполая репродукция бывает двух видов: вегетативная и размножение спорами.

Вегетативное размножение. В отличие от полового размножения, в вегетативном размножении не участвуют специализированные клетки. Растительный организм развивается из частей вегетативных органов: корня и побега.

Такой способ размножения характерен для всех растений. Наиболее часто вегетативно размножаются покрытосеменные растения из-за большого разнообразия видоизменённых побегов и корней.

В ходе формирования знаний о садоводстве человечество освоило способ вегетативного размножения — увеличение числа растений посредством черенков и отводков.

Черенки — это такие части растений, которые способны закрепиться в почве и дать новые корни. Для этого черенок отделяют от материнского растительного организма и сажают в почву.

Таким образом можно размножить огромное множество растений, например, жимолость или бузину.

Черенкование: Источник

Растительные организмы, которые не способны хорошо укорениться в почве, размножают отводками (крыжовник). При этом способе дочернее растение не отделяют от материнского, а лишь загибают часть побега и присыпают сверху почвой.

Размножение отводками: Источник

Некоторые растения сами выработали органы для вегетативного размножения. Например, землянику легко клонировать самим, благодаря наличию видоизменённого побега — усов.

Размножение усами земляники: Источник

Размножение спорами. Не стоит путать споры бактерий и споры растений. Споры бактерий — стадия жизни микроорганизмов, в которой максимально замедлены обменные процессы. Споры нужны бактериям в неблагоприятных условиях для выживания.

Бактерии покрываются толстой оболочкой, которая может пережить экстремальные температуры. Споры растительных организмов предназначены для размножения. Оболочка — спородерма — состоит из двух слоёв: экзины и интины. Экзина имеет выросты, которые позволяет цепляться за гладкие части.

Таким способом размножаются грибы, водоросли и высшие растения.

В отличие от размножения гаметами, в процессе размножения спорами участвует одна клетка. Споры прорастают на стадии жизненного цикла растения, которая называется спорофит. Специальные органы, которые несут споры, называются спорангии.

Споры бывают подвижные и неподвижные. Подвижные споры — зооспоры — имеют жгутики для передвижения. У неподвижных спор жгутика нет.

Спорофит диплоиден, то есть имеет двойной набор хромосом. На схемах записывают как 2n. Растение, которое сформировалось из споры, полностью повторяет материнский растительный организм, потому что не происходит перемешивания генетических материалов.

Растению удобнее размножаться спорами, нежели гаметами, так как в этом процессе участвует всего одна клетка. Споры отделяются от материнского организма и прорастают там, где образуются благоприятные для прорастания условия.

Спорофит папоротника: Источник

Для многих растений характерно чередование поколений, то есть какое-то время организм пребывает на стадии спорофита, а какое-то — на стадии гаметофита. Из-за этого растения одного вида могут отличаться не только способом размножения, но и внешним видом. Всё дело в преимуществах поколений.

Преимущества полового размножения:

  • Смешение генетического материала гамет, что приводит к лучшему приспособлению в изменяющихся условиях среды.

Преимущества бесполого размножения:

  • Более высокая вероятность размножения, так как участвует всего одна клетка;
  • При вегетативном размножении развитие растения начинается не с одной клетки, а с нескольких, что уменьшает время появления нового растительного организма.

Чередование поколений папоротника: Источник

Поколение растения, которое существует в жизненном цикле дольше, называется доминирующим. 

Изменение соотношения между гаметофитом и спорофитом в процессе эволюции: Источник

Размножение споровых растений

Споровые растения — растения, для которых характерно споровое размножение.

Споровые растительные организмы бывают:

  1. Низшие: водоросли;
  2. Высшие: мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Размножение водорослей.

  1. Вегетативное: водоросли размножаются таким способом, когда их части случайно отделяются от материнского организма из-за сильных течений или воздействия животных;
  2. Споровое: споры водорослей бывают подвижные с жгутиками (зооспоры) и неподвижные; внутри материнской клетки формируется множество спор, которые далее выходят наружу в водную среду;
  3. Половое: половая репродукция активизируется лишь при наступлении неблагоприятных условий для приспособления к изменяющимся внешним условиям; гаметы из гаметофита сближаются в водной среде и формируют зиготу, из которой формируется новое растение.

Размножение водорослей: Источник

Размножение мхов. У мхов выражено чередование поколений. Доминирующим является поколение гаметофит. У кукушкина льна во влажную погоду сперматозоиды из мужского мха перемещаются к яйцеклетке на женском мхе. Бывшая зигота становится спорофитом — коробочкой на ножке. Там формируются споры, которые затем выбрасываются на землю. Из них вырастают мужские и женские мхи — гаметофиты.

Жизненный цикл мха: Источник

Размножение плаунов. В жизненном цикле плаунов уже заметно доминирование спорофита над гаметофитом. На зелёном организме — спорофите — образуются спорангии с множеством спор внутри. Споры формируют гаметофит растений, который у плаунов называется заростком. Там формируются мужские и женские половые части, которые производят гаметы. Они сливаются во влажную погоду, образуя спорофит.

Жизненный цикл плаунов: Источник

Размножение хвощей. Далее во всех растениях спорофит будет доминирующим поколением. Репродукция хвощей повторяет размножение плаунов. На спорофите образуются споры, из которых вырастает заросток — гаметофит — с женскими и мужскими гаметами.

Жизненный цикл хвощей: Источник

Размножение папоротников. Доминирующим поколением папоротников также является спорофит. Спорофит — растение с листьями, на нижней стороне которых образуются бурые бугорки — спорангии. Споры формируют гаметофит — заросток. На нём формируются мужские и женские клетки. При оплодотворении они создают зиготу, из которой развивается спорофит.

Жизненный цикл папоротников: Источник

Таким образом, репродукция низших и высших споровых растений отличается. Для низших споровых растительных организмов характерен выбор между бесполым или половым размножением. Редко встречается и тот, и другой вид репродукции. Для высших споровых растений характерна смена поколений с преобладанием гаметофита (мхи) или с преобладанием спорофита (плауны, хвощи, папоротники).

Размножение семенных растений

Семенные растения также называют голосеменными. Для этих растений характерно семенное размножение. В отличие от споровых растительных организмов, голосеменные размножаются не с помощью спор, а посредством семян. В отличие от покрытосеменных растений, голосеменные не защищают семена специальными образованиями — плодами.

Женские и мужские семена растений можно различить невооруженным глазом: женские семена намного крупнее, так как они несут в себе запас питательных веществ, который заключён в эндосперм. Женское семя состоит из зародыша, эндосперма и плотной семенной кожуры. Мужские семена больше похожи на пыльцу.

Строение семени сосны: Источник

Репродукцию голосеменных растений принято рассматривать на примере сосны обыкновенной. Сосна — однодомный растительный организм, то есть на одном растении расположены и женские шишки, и мужские.

  • Женские шишки: красные, сидят на вершине по одной; на чешуях женских шишек развиваются два семязачатка, в которых располагаются яйцеклетки;
  • Мужские шишки: жёлто-зелёные, небольшие, собраны группами; на чешуях мужских шишек развиваются два пыльцевых мешочка, в которых располагается пыльца и пузырьки, заполненные воздухом, для облегчения полёта.

Строение шишки сосны: Источник

Пыльца вылетает из мужской шишки и встречается с женской. Это стадия опыления. Чешуи женской шишки соединяются, чтобы пыльцевые зёрна не вылетели обратно.

Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя.

Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит. Спорофит — взрослое растение. Оно формируется внутри семян шишек, а затем прорастает при попадании на землю. Гаметофит — шишки.

Жизненный цикл голосеменных растений: Источник

Также у семенных растительных организмов редко встречается вегетативная репродукция.

Размножение покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения — вершина эволюции. Для размножения у них выработались специальные органы: цветок и плод. Яркий цветок привлекает насекомых-опылителей, которые облегчают перенос пыльцы между растениями. Плод с околоплодником защищает хрупкие семена от неблагоприятных воздействий.

Мужской и женский гаметофит у покрытосеменных растений сильной отличается:

  1. Мужской. Мужской гаметофит называется пыльцой и располагается на пыльнике тычинки. Представляет собой шарики с двухслойной оболочкой: наружная — неровная и внутренняя — гладкая. Неровности нужны для лучшего закрепления пыльцы. Под оболочками находятся две клетки: вегетативная и генеративная.
  2. Женский. Женский гаметофит именуется зародышевым мешком и располагается в семязачатке пестика. В нём есть входное отверстие для пыльцы — микропиле. Напротив микропиле находится яйцеклетка, а в центре — центральная клетка.

Мужской гаметофит: Источник

Женский гаметофит: Источник

Процесс переноса пыльцы называется опылением. Опыление растений бывает:

  • Самоопыление: пыльца попадает на тычинки того же растительного организма (горох, фасоль); высока вероятность опыление, но мало разнообразие потомства;
  • Перекрёстное опыление: пыльца попадает на тычинки другого растения (кукуруза, арбуз); высоко разнообразие потомства, но мала вероятность опыления.

Посредством насекомых-опылителей (зоофилия) или ветра (анемофилия) пыльца отделяется от тычинки и перелетает на рыльце пестика. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку.

Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм.

Этот процесс именуется двойным оплодотворением, то есть два спермия сливаются с двумя клетками.

Двойное оплодотворение: Источник

Далее из зиготы развивается зародыш, который окружён эндоспермом с запасом питательных веществ. Постепенно формируется плод.

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение происходит с помощью вегетативных органов: корня, побега. В отличие от полового размножения, вегетативная репродукция даёт начало идентичным особям без разнообразия. Это понижает шансы на выживаемость в изменяющихся условиях среды.

В вегетативном размножении участвуют клетки паренхимы — основной ткани. Эти клетки не являются специализированными, поэтому в процессе развития могут дать начало любому органу.

Для вегетативного размножения растительные организмы выработали разнообразные способы:

  1. Хвощи и папоротники размножаются корневищами — видоизменёнными побегами;
  2. Голосеменные растения размножаются отводками и черенками;
  3. Покрытосеменные растения также размножаются с помощью видоизменённых частей: усов (земляника), корневищ  (пырей), клубней (картофель), луковиц (лук).

Способы вегетативного размножения: Источник

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-8-sposoby-razmnozheniya-rastenij

Жизненные формы растений

Два растения одного вида примеры

Определение 1

Жизненная форма — это внешний вид растения, который выработался под влиянием экологических факторов и наследственно закрепился. Это морфологическое строение растений, которое сложилось в процессе эволюции и отображает во внешнем виде приспособление их к условиям жизни.

Термин «жизненная форма» относительно растений был предложен датским ботаником Евгенусом Вармингом в 1884 г. Он подразумевал под этим понятием «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой на протяжении всей жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания».

В то время такой определение оказалось наиболее точным:

  • подчёркивалось, что жизненная форма растения не постоянна на протяжении всей жизни растений, а может изменяться по мере развития растения;
  • указывается, что важнейшую роль в формировании жизненной формы играют факторы внешней среды.

Замечание 1

Жизненная форма растения не может изменяться бесконечно и не зависит лишь от конкретных действующих в данный момент факторов. Определённые виды растений выборочно реагируют на внешнее воздействие в рамках наследственно закреплённых возможностей.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Пример 1

Одуванчик не станет развесистым деревом даже при самых благоприятных условиях.

Замечание 2

Под гармонией растения и внешней среды подразумевается проявление черт наследственной, сформированной в процессе естественного отбора приспособлености к конкретным внешним факторам.

Жизненные формы растений формируются в процессе длительного приспособления растений к определённым условиям существования и проявляются в их внешнем виде.

Растительность каждой отдельной обособленной территории имеет своеобразный вид, который зависит от внешнего вида растений, составляющих его. Характерный вид имеют лесная, степная, луговая, горная, пустынная растительность.

Видовые группы, которые произрастают на альпийских лугах, скальных осыпях, возле границы ледников так же отличаются друг от друга.

Классификации жизненных форм растений

Сначала было выделено около 20 жизненных форм, которые формируют ландшафты Земли (ботаники насчитывают их более 60).

Сейчас существует немало различных классификаций жизненных форм растений, основанных на различном подходе к их изучению, однако ни одна из них не удовлетворяет в полной мере требований современной ботаники.

Кроме внешнего вида, жизненная форма растения характеризуется физиологическими свойствами: ритмом развития, длительностью жизни, листопадностью. Однако, основным признаком считается внешний вид растения как показатель особенностей роста.

Классификация жизненных форм растений с учетом особенностей роста и длительностью жизни

В общем виде классификация жизненных форм растений с учетом особенностей роста и длительности жизни вегетативных органов выглядит так:

  • деревья — многолетние растения с деревянистыми надземными частями и ярко выраженным стволом не ниже 2 м. Делятся на вечнозелёные и листопадные, широколистные, мелколистные, свето- и темнохвойные.

    Пример 2

    Набор видов, свойственных умеренному климату, небольшой, однако одна порода может занимать большие территории. В зависимости от условий часть видов может вырастать и в кустарниковой форме: клён татарский, липа мелколистная, черёмуха, вишня, яблоня, белая акация, вербы.

  • кустарники — многолетние растения с древеснеющими надземными побегами. Ветвление начинается от самой земли.

  • полукустарники — многолетние растения, у которых древеснеют лишь нижние части побегов, верхние – отмирают. Высота зимующих побегов не превышает высоты снежного покрова.

    Замечание 3

    В условиях, когда климат иногда бывает суровым, много теплолюбивых видов кустарников вырастают как полукустарники.

  • кустарнички — низкие (не выше 50 см);

  • лианы — растения с тонкими слабыми побегами, поднимаются на вертикальную опору с помощью усиков, дополнительных корней, колючек или обвивают её. Лианы бывают однолетние и многолетние, с древеснеющими или травянистыми побегами.
  • розетковые растения — имеют сильно укороченные надземные побеги. Все листья размещены возле поверхности земли и образуют округлый кустик — розетку (земляника, примула, медуница, одуванчик);
  • растения – «подушки» – образуют большое количество коротких, прижатых друг к другу веточек. Такая форма свойственна горным растениям — смолка, очиток.
  • суккуленты — многолетние растения с сочными побегами, которые содержат запас воды.

Ботаник И.Г. Серебряков разработал (1952, 1964) наиболее полную систему, построенную на внешнем виде растений, тесно связанным с ритмом её развития.

Основные категории жизненных форм (типы или классы) — деревья, кустарники и травы — отличаются высотой, степенью одревеснения осевых органов и длительностью жизни наземных побегов.

Изучение жизненных форм у высших растений строится на основании определения морфологических признаков надземных и подземных побегов и корневых систем с учётом ритма развития и длительности жизни.

К одной жизненной форме могут принадлежать растения различных видов и родов и, наоборот, растения одного вида могут образовывать несколько жизненных форм.

Использовав и подытожив разные классификации, было предложено жизненной формой растений считать внешний вид определённых групп растений, который образуется в процессе роста и развития в определённых условиях — как результат приспособленности к этим условиям.

Как основу классификации Серебряков взял признак длительности жизни всего растения.

Учёный выделил такие жизненные формы растений:

  • деревянистые растения: деревья, кустарники, кустарнички;
  • полудеревянистые растения: полукустарники, полукустарнички;
  • поликарпические наземные травы (многолетние травы, цветущие много раз);
  • монокарпические наземные травы (живущие несколько лет, и отмирающие после цветения);
  • водные растения: земноводные травы, плавающие и подводные травы.

Отличие между деревянистыми и травянистыми растениями состоит не только в разной степени одревеснения их побегов, но и в длительности жизни, и характере изменения скелетных побегов.

Жизненная форма дерева определяется выражением приспособления к самым благоприятствующим росту условиям.

Пример 3

Наибольшее разнообразие видов деревьев — во влажных тропических лесах (в амазонской области Бразилии — до 80%), а высоко в горах и на просторах тундры настоящих деревьев нет. Господствует древесная растительность и в таёжных лесах, но там они представлены всего несколькими видами. И в лесах умеренной зоны Европы деревья составляют не более 12% от видового разнообразия местной флоры.

Основная черта, отличающая деревья — наличие единственного одревесневшего побега (ствола), который растёт вертикально вверх интенсивнее остальных побегов. Ветвление ствола дерева акротонное — то есть самые сильные ветви развиваются ближе к верхушке ствола и его крупным разветвлениям. В верхней части ствола дерева из более тонких побегов формируется крона.

Расположение кроны высоко над поверхностью земли позволяет дереву максимально приспособиться к улавливанию солнечных лучей. Продолжительность жизни главного ствола такая же, как и у всего дерева — от нескольких десятилетий до нескольких сотен, а иногда и тысяч лет.

Сестринские вспомогательные стволы развиваются из спящих почек у основания ствола лишь в случае повреждения или удаления главного ствола.

Пример 4

После вырубки у тополя, вербы, берёзы, дуба и др. лиственных деревьев образуется пеньковая поросль. Хвойные деревья очень слабо образовывают спящие почки, длительность их жизни меньше, потому у сосны, ели обычно не образуются от пней новые побеги.

Пробуждение спящих почек может стимулироваться природным старением материнской системы побегов, связанное с угасанием жизнедеятельности нормальных почек обновления.

Главный побег у кустарника сначала начинает расти как небольшое деревце, но уже на 3-10-ом году жизни у основания главного ствола из спящих почек начинают нарастать новые. Иногда они переганяют в росте материнский побег и постепенно друг друга замещают.

Замечание 4

В общем, кустарники так же могут жить очень долго (иногда сотни лет), но каждый из стволов живёт в среднем 1 – 40 лет (от 2 лет (малина) до 50 и больше (сирень, жёлтая акация и др.).

Они замещаются по мере отмирания главного и ближе расположенных к нему дочерних стволов в центре куста и появления новых на периферии. Кустарнички представляют собой миниатюрные кустики с тем же способом ветвления, однако они более низкорослые и длительность жизни скелетных осей у них меньше (5 — 10 лет).

Очень распространены кустарнички в тундре, высоко в горах, на сфагновых болотах, в хвойных лесах (черника, брусника, клюква, голубика, вереск и др.). Цветение и плодоношение у кустарников и кустарничков каждый год вызывает вымирание части побегов, но не очень многих.

А вот у растений, которые относятся к полудеревянистым, а особенно травянистым, жизненным формам, это отмирание выполняет решающую роль в формировании их общего вида.

Полукустарники и полукустарнички, особенно характерные для пустынных и полупустынных областей (разнообразные виды полыни, солянок), формируются по принцип кустарника, но имеют меньшую длительность жизни скелетных осей (5 — 8 лет) и к тому же каждый год (во взрослом состоянии) теряют после цветения всю верхнюю часть своих годовых цветоносных побегов. На оставшихся многолетних деревянистых «пеньках» формируются почки обновления, расположенные над поверхностью почвы.

Надземные прямостоящие побеги травянистых многолетников существуют один вегетационный период и после образования семян полностью отмирают. Однако на оставшемся зимовать основании (под землёй или на уровне почвы) закладываются зимующие почки. У некоторых трав с ползучими плотно прижатыми к почве побегами или розеткой листьев надземные стебли не отмирают, а живут несколько лет.

Классификация Х. Раункиера

За границей широко используют систему ботаника Христена Раункиера (1905, 1097), согласно которой берутся во внимание расположение почек или верхушек побегов на протяжении неблагоприятного времени года относительно поверхности грунта и снежного покрова.

Этот признак имеет глубокое биологическое содержание: защита образовательных тканей растений, предназначенных для продолжения роста, обеспечивает непрерывное существование особи в резко меняющихся условиях.

По этой системе растения классифицируются по критерию состояния и способу защиты почек обновления на протяжении неблагоприятного периода (холодного или сухого).

Раункиер распределил жизненные формы растений на пять типов, в которых отображены разнообразие экологических условий, в которых сформировалась растительность. Подсчитывая процент видов, которые относятся к той или иной жизненной форме, получают так называемые спектры жизненных форм в разных областях земного шара или в различных типах растительности планеты:

  • хамефиты — невысокие растения, почки обновления которых находятся на зимующих побегах низко над землёй (20-30 см) и защищены от вымерзания чешуйками, подстилкой и снежным покровом (черника, тимьян, брусника, вереск и др.);
  • гемикриптофиты — травянистые многолетники, почки обновления которых закладываются близко от поверхности грунта и покрываются на зиму отмершей наземной частью (одуванчик, земляника, лютик и др.);
  • криптофиты — жизненная форма травянистых многолетних растений, у которых почки обновления закладываются в корневищах, луковицах, клубнях и находятся под землёй или под водой (ландыш, тюльпан, картофель и др.). Криптофиты, в свою очередь, делятся на группы:
    • геофиты — виды, у которых почки обновления расположены на подземных органах (корневищах, луковицах, клубнях),
    • гелофиты — растения болот и прибрежных зон, почки обновления которых размещены ниже дна водоёма,
    • *гидрофиты — растения, которые прикреплены к грунту и нижней частью погружены в воду, почки обновления зимуют на дне водоёма (стрелолист, камыш и др.);
  • терофиты — однолетние растения, которые зимуют в виде семян или спор (рожь, пастушья сумка, мак, овёс и др. однолетние растения).

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/botanika_-_nauka_o_rasteniyah_chto_izuchaet_botanika/zhiznennye_formy_rasteniy/

Все полезное агроному
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: