Какие деревья растут на могиле базарова

Содержание
  1. Деревья на кладбище
  2. Дерево на кладбище: значение разных пород
  3. Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?
  4. Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?
  5. Какие деревья растут на могиле базарова
  6. 1 ответ
  7. сайта
  8. Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный
  9. Page 3
  10. Page 4
  11. Page 5
  12. Page 6
  13. Page 7
  14. Page 8
  15. Page 9
  16. Page 10
  17. Page 11
  18. Page 12
  19. Page 13
  20. Page 14
  21. Page 15
  22. Page 16
  23. Page 17
  24. Page 18
  25. Page 19
  26. 1
  27. 2
  28. 3
  29. 4
  30. 5
  31. 6
  32. Образ и характеристика отца Базарова в романе
  33. Элементы биографии
  34. Нетипичность Василия Ивановича Базарова
  35. Принципы воспитания
  36. Внешность
  37. Характеристика личности
  38. Отношения с сыном
  39. Отношения с женой
  40. И. С. Тургенев,
  41. «Отцы и дети»: роль пейзажа в романе
  42. Вспомогательные приемы
  43. «Отцы и дети»: главные герои
  44. Мастерская
  45. Образ дороги
  46. Природа
  47. Покой и вдохновение
  48. Заключение
  49. Дерево на кладбище: значение разных пород
  50. Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?
  51. Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?

Деревья на кладбище

Какие деревья растут на могиле базарова

Образ дерева, стоящего на могиле, знаком нам ещё из народных сказаний и древних мифов. У многих других народов есть мифы о деревьях, выросших на могилах возлюбленных, или отмечающие место смерти выдающегося человека.

В последние века таким историям стали придавать философское значение, утверждая, что дерево, растущее в месте последнего упокоения, символизирует жизнь, происходящую из смерти.

Уже относительно недавно появилась технология, буквально воплощающая этот принцип в жизнь: так называемые биоурны используют тело человека как материал, удобряющие дерево.

В качестве положительной стороны этого способа захоронения называют не только красивый образ, но и решение проблемы нехватки мест под кладбища в постоянно расширяющихся крупных городах.

К сожалению, в России биоурны ещё не распространились. Но уже сейчас множество людей хотело бы почтить своих близких, отметить их могилу каким-то многолетним растением. Итак, что нужно, чтобы посадить дерево на кладбище?

Дерево на кладбище: значение разных пород

Мировая культура связывает со смертью множество деревьев, некоторые – в позитивном ключе, а некоторые – в негативном.

Так, в христианской культуре особое значение имеет осина – дерево, на котором, согласно легенде, повесился Иуда.

В Германии и у славян со смертью связывали ольху и ряд других деревьев, исходящих красным древесным соком (считалось, что эти деревья «кровоточат», и рубить их было дурной приметой).

У кельтов со смертью ассоциировался тис. Причина тому в яде, содержащемся в плодах этого дерева: ягоды тиса были одним из излюбленных способов самоубийства в этой культуре, например, среди воинов, опасавшихся попадания в плен.

Связь тиса и смерти сохранилась в изменённом виде и много веков спустя, когда кельтское язычество забылось, да и сами кельты в основном растворились среди других народов.

До сих пор на территории Англии, Франции и Испании тис – это повсеместное дерево на кладбищах.

Другим популярным «похоронным» деревом в Европе считается кипарис. Еще в Древней Греции и Риме кипарис ассоциировался с Миром Мёртвых и был частым деревом на могилах.

Позже, христиане переосмыслили его уже как символ вечной жизни, и в таком качестве ветви растения часто можно увидеть в западноевропейской иконографии и живописи. Российские широты для кипариса оказались недостаточно тёплыми, поэтому соответствующий обычай не прижился.

Впрочем, достаточно упорный человек при определённой удаче сможет высадить кипарисовое дерево на кладбище.

Славяне издавна связывали со смертью ёлку: кладбища часто устраивали в еловых лесах, и до сих пор сохранятся традиция забрасывать лапами хвойного дерева дорогу позади похоронной процессии. Иногда елку также специально сажали на месте захоронения.

Другое дерево, которым отмечали место последнего упокоения в древности – дуб. Если предполагать, что у этого обычаи было какое-то значение, оно, скорее всего, противоположно смыслу, заложенному в тис.

Дуб выступал как максимально живое дерево с глубокими корнями и мощной кроной, которое соединяло подземный мир мёртвых и небеса.

Впрочем, никаких текстов, подтверждающих это, у нас нет, и всё, на что мы может опираться, это гипотезы, которые выстраивают учёные на основании значения дуба в мифах.

Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?

Современные кладбища страдают катастрофической нехваткой места, и год от года проблема только усугубляется. Выбирая дерево на могилу, это нужно учитывать. Некоторые растения растут «вглубь» почти так же интенсивно, как и «ввысь». Достаточно сильные корни могут перемещать гроб и деформировать основание памятника, способствуя появлению трещин или даже падению, и это важно учитывать.

Мощная корневая система дуба, клёна, рябины и некоторых других деревьев рискует с годами обернуться проблемой, особенно если корни залезут на соседнюю могилу.

А это вполне реальная перспектива, учитывая маленькое расстояние между местами захоронений на многих крупных кладбищах.

По этой же причине стоит осторожно высаживать высокие деревья, способные закрыть свет для других растений на соседних участках.

Особенными проблемами чревата осина. Дело в том, что это дерево разрастается, как грибница – гигантская корневая система даёт новые и новые побеги. Зачастую осиновая роща – это, фактически, единый организм, который потенциально может захватить всё кладбище. Впрочем, скорее всего, администрация срубит его раньше.

Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?

Легальных ограничений по поводу того, что можно сажать, а что нет, не так уж много. Конечно, каждое конкретное кладбище может выдвигать собственные требования, зависящие от изменения экологической ситуации, почвы и влажности в той или иной местности. Базовый документ, на который они опираются – Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000).

В соответствии с ним кладбище или крематорий обязаны иметь зелёные насаждения, так называемую «зону моральной защиты», которые окружали бы его границы, если вокруг находятся жилые участки. Создание этой зоны, учёт деревьев и поддержание их в порядке вменяется в прямую обязанность администрации.

В вопросе высадки деревьев непосредственно среди могил на первое место выходят соображения проветривания и инсуляции.

Излишне плотная высадка деревьев создаёт риск того, что воздух будет застаиваться, а на кладбище, особенно большом, это чревато неприятным запахом и другими, более серьёзными проблемами.

Соответственно, ограничения высадки деревьев имеют строго количественный характер – плотность посадок на 1 га не должна превышать 170-250 штук.

Для выполнения этого требования администрация имеет право требовать согласовывать с ней высадку новых деревьев, или просто спилить дерево на кладбище, если его сочтут «лишним».

Но в остальном люди обладают полной свободой в вопросах озеленения мест последнего упокоения – зачастую, они будут, фактически, помогать кладбищенскому руководству, внося свой вклад в создание «зоны моральной защиты».

Возможно, вам будет интересно:

  • Стать деревом после смерти
  • Кладбище-топиарий в Эквадоре
  • Цветы на могилу

31 мая 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/derevya-na-kladbishche/

Какие деревья растут на могиле базарова

Какие деревья растут на могиле базарова

› Деревья

Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

Многие из произведений школьной программы по литературе, перечитанные в зрелом возрасте, оцениваются совершенно иначе, чем в неопытной юности. И уже по-иному воспринимаются те места в книгах, где авторы так или иначе указывают на свои религиозные взгляды.

К примеру, знаменитый роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1861 год) завершается проникновенными словами: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам.

Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою.

Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем.

Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. » Вопрос о всесилии святой и преданной любви, затронутый писателем, думается, волнует каждого человека перед лицом смерти. Догмат Воскресения мертвых ; это основание христианской веры. Учение о Всеобщем Воскресении ; твердое учение Священного Писания и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна в Библии посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37). Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. А для Евгения Базарова смерть ассоциировалась с выросшим из него лопухом – не больше. Это объясняет горе верующих родителей нигилиста, плачущих о его все отрицающей душе. Но святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал в 1843 году в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий». (Брянчанинов, 1993, С.178) В иудаизме и исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает, что, если суммировать египетские тексты, в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы, наполненные предметами земного быта и очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда. Зачем расставаться с этими сокровищами, так необходимыми живым, если ТАМ ничего нет? Усопших щедро осыпали цветами, пыльца которых обнаружена в могилах. Эти факты ; косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор Павел Волков (Волков, 2003, С. 165). Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь же видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершими. А если и соприкасались с ними, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремации усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но ведь территория России – пока самая большая в мире. Зачем уничтожать тела?… Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение захоронения считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.

Таким образом, последняя строка романа И.С. Тургенева – очевидное напоминание слов, которые звучат при погребении усопших. Они были хорошо известны православным современникам писателя и забылись в 21 веке.

Над гробом поётся: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего … идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Смерть побеждена победой Христова Воскресения.

Любовь Божия всесильна, потому что Бог есть любовь.

Литература: Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. – 240 с. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с. Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.

Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. – 144 с.

1 ответ

Евгений Базаров – бунтарь и нигилист из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его постигает не самая счастливая участь – он погибает от болезни, признавая все свои ошибки. Его могила находится на простом кладбище.

Но она не заросла, а за ней ухаживают два пожилых человека – мать и отец юноши. Они посадили две елки по краям железной ограды могилы.

Уже совсем старые – они очень часто посещают место захоронения сына и плачут, вспоминая о своем любимом ребенку, который покинул их столь рано.

3.8 ( 5 )

  • 1. Смысл смерти Базарова
  • 2. Испытание Базарова смертью
  • 3. Почему Тургенев приводит к смерти Базарова?
  • 4. Болезнь и смерть Базарова кратко
  • 5. Происхождение Базарова (цитаты из текста)
  • 6. Почему смерть Базарова это подвиг?
  • 7. Взгляды Базарова, цитаты из текста (таблица)

сайта

  1. 1. Игорь Проскуренко 184
  2. 2. Арина Ким 154
  3. 3. Димитрий Донъськой 94
  4. 4. Лада Шадрова 79
  5. 5. Karin Erfel 68
  6. 6. Илья Романчук 57
  7. 7. Александр Кузьмин 54
  8. 8. Данил Горжий 35
  9. 9. Сынг Мин Ким 35
  10. 10. Малика Шарафуллина 32
  1. 1.

    Юлия Бронникова 17,330

  2. 2. Кристина Волосочева 17,315
  3. 3. Ekaterina 16,856
  4. 4. Алина Сайбель 16,268
  5. 5. Darth Vader 16,186
  6. 6. Мария Николаевна 15,790
  7. 7. Лариса Самодурова 15,765
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,921
  10. 10.

    Влад Лубенков 13,560

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением или электронным письмом.

262. Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, определите позицию автора по отношению к главному герою романа.

В чём она выражается? Напишите сочинение о внутренней связи этой сцены с картиной В. Перова «Старики-родители на могиле сына». (Картину можно найти или в альбоме репродукций художника, или в Интернете.

) Подготовьтесь к письму этого текста под диктовку.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными5 крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам.

Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою.

Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём. Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильная? О нет! Какое бы страстное, грешное6, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

Источник: https://argo-nvrsk.ru/derevya/kakie-derevya-rastut-na-mogile-bazaro

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный

Какие деревья растут на могиле базарова
8 месяцев назад по предмету Литература от roma2014

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

8 месяцев назад по предмету Литература от balerinka10

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 3

8 месяцев назад по предмету Литература от AnovTv

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 4

8 месяцев назад по предмету Литература от masjta

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 5

8 месяцев назад по предмету Литература от каринаидима

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 6

8 месяцев назад по предмету Литература от 15СИРИУС15

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 7

8 месяцев назад по предмету Литература от GerdaRome

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 8

8 месяцев назад по предмету Литература от Ovik10096

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 9

8 месяцев назад по предмету Литература от София30

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 10

8 месяцев назад по предмету Литература от elinazaseeva

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 11

8 месяцев назад по предмету Литература от Мииика

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 12

8 месяцев назад по предмету Литература от elinazaseeva

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 13

8 месяцев назад по предмету Литература от damirharisov

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 14

8 месяцев назад по предмету Литература от strond

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 15

8 месяцев назад по предмету Литература от димон280602

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 16

8 месяцев назад по предмету Литература от Мииика

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 17

8 месяцев назад по предмету Литература от azamat552

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 18

8 месяцев назад по предмету Литература от Валерия159357

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 19

8 месяцев назад по предмету Литература от azamat552

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

1

8 месяцев назад по предмету Литература от Gogen13Pehota

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

2

8 месяцев назад по предмету Литература от leonid5643ll

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

3

8 месяцев назад по предмету Литература от Катэринка212515

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

4

8 месяцев назад по предмету Литература от den4ik1612

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

5

8 месяцев назад по предмету Литература от 7221700

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

6

8 месяцев назад по предмету Литература от Яркова31

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: https://znanie.site/literatura/3379187.html

Образ и характеристика отца Базарова в романе

Какие деревья растут на могиле базарова

Меню статьи:

Роман Тургенева «Отцы и дети» стал культовым произведением своей эпохи – актуальная тематика и проблематика, «живые» персонажи способствовали тому, что произведение вошло в фонд классической литературы и стало одним из самых популярных и по наш день.

Образ отца Евгения Базарова не обрел широкого действия в романе – на раскрытие его образа приходится несущественная доля произведения, но это не помешало этому образу стать одним из самых запоминающихся.

Элементы биографии

Василий Иванович Базаров был человеком простого происхождения.

В молодости он был военным лекарем и вполне успешно выполнял свои функции в качестве военного врача. За активные действия на медицинском поприще в борьбе с чумой его наградили орденом св. Владимира.

Символично его деятельность в качестве врача была связана с деятельностью деда Аркадия Кирсанова – Василий Иванович служил лекарем в бригаде под командованием Кирсанова. После выхода в отставку Василий Базаров посвящает свою жизнь семье и работе на земле. Женой его стала Арина Власьевна – девушка из обедневшего дворянского рода. Евгений был единственным ребенком в семье Базаровых.

Жизнь в отставке стала новым этапом в жизни Василия Ивановича – он был увлечен делами небольшого поместья жены. Так как крестьян, принадлежащих Базаровым, было очень мало, Василий Иванович часто выполняет «крестьянскую работу». Делает он это с явным удовольствием – работа на земле, несмотря на свою сложность, приносит наслаждение Василию Ивановичу.

Предлагаем вашему вниманию произведение “Бирюк”, которое написал Иван Сергеевич Тургенев.

Время от времени Василий занимается лекарской деятельностью – крестьяне часто приходят к нему за медицинской помощью.

На момент повествования Василию Базарову 61 год, но, несмотря на возраст, он остается активным человеком, как физически, так и духовно.

Нетипичность Василия Ивановича Базарова

Нетипичность Василия Ивановича – факт неоспоримый. Фактически в любой деятельности он является прогрессивным и деятельным.

В то время, как большинство помещиков активно эксплуатируют своих крестьян, Василий Иванович, наоборот, старается максимально облегчить им жизнь.

В отношениях семьей Базаров-старший никогда не проявляет авторитарный тип поведения – он изначально настроен на позитив и дружелюбие.
Он умеет ценить свободу и старается дать ее окружающим. Обладание свободой становится ключевым фактором в жизни Василия Ивановича, он считает, что человек, не обладающий свободой, не может гармонично развиваться и стать счастливым.

Кроме того, Василий Иванович не стесняется своих ошибок в прошлом – в молодости он, было, увлекся карточными играми, но, проигравшись, смог преодолеть свое влечение, осознав губительность этого пристрастия.

Принципы воспитания

Детство Евгения Базарова описано в романе весьма скудно, поэтому вопрос о принципах воспитания Василия Ивановича раскрыть всесторонне очень сложно – большинство информации просто не подано в произведении.

Основу воспитания Базарова-старшего составил принцип поощрения активности и любознательности. Василий Иванович старается развить в своем сыне интерес к исследовательской деятельности и саморазвитию.

Василий Иванович старается дать максимальную свободу своему сыну – он считает это залогом успешного развития. В виду совей огромной любви к Евгению, Василий Иванович не может быть строгим с ним – любовь к сыну всегда перевешивает.

Внешность

Василий Иванович Базаров отличается высоким ростом и тощей комплекцией. Волосы его бы взъерошены и уже абсолютно седые.

Лицо его также было тощим, длинный орлиный нос заметно удлинял лицо и зрительно создавал эффект дополнительной худощавости. Зубы у него были черные, рот широкий.

Василий Иванович необычно смеялся – смех его был беззвучным – рот широко раскрывался, обличая почерневшие зубы, а бронзовые щеки заметно покрывались румянцем.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием повести “Ася”, которая вышла из-под пера Ивана Тургенева, автора-классика.

Одежда Василия Ивановича проста и в некоторых моментах неряшлива – его часто можно видеть в старом военном сюртуке и стоптанных туфлях. Одежда Базарова- старшего не всегда чиста – работая по хозяйству, Базаров часто пачкается и мало заботится о чистоте своей одежды. Так, например, его ермолка и шлафрок засалены.

Характеристика личности

Василий Иванович обладал спокойным нравом и тонкой душевной организацией, хотя последнее активно скрывал, особенно от своего сына. Василий Иванович – очень добрый человек.

Он безвозмездно помогает крестьянам, оказывая им медицинскую помощь, хорошо относится к своим крепостным.

Базаров старший никогда не бывает строг по отношению к своим крестьянам – в связи с этим у них возникли доверительные отношения, близкие к дружественным.

Таким отношениям способствует еще и новшества, введенные Базаровым по отношению к крепостным, – Василий Иванович, руководствуясь новомодными тенденциями, и, как он сам говорил, здравым смыслом, перевел крестьян на оброк, дав им землю.

Василий Иванович старается заниматься самообразованием – время от времени он интересуется новомодными тенденциями в области науки и искусства – это позволяет ему «не зарастать» мхом и «не отставать от своего века».

Однако наибольшее удовольствие Василий Иванович получает от взаимодействия с природой – Базаров-старший обожает любоваться «творениями» природы (вечером он повел всех в сад, чтобы продемонстрировать красоту заката) и активно принимать участие в процессе садоводства – Василий Иванович собственноручно посадил сад, в котором наряду с деревьями и кустами растут лекарственные травы.

Василий Иванович, считает, что человек должен быть самодостаточным существом и самостоятельно заботиться о своем пропитании.

Базаров также активно принимает участие в работах на огороде, заботясь за будущим урожаем.

Василий Иванович – активный и трудолюбивый человек, такой способ жизни у старика сложился сам по себе, не преднамеренно – общий интерес и любознательность стали причиной его активной жизненной позиции.

Василий Иванович – любит общаться с людьми, ему доставляет удовольствие вести разговор с человеком – предаваться этому занятию Базаров может подолгу. Темы его разговоров могут быть самые разнообразные – от чисто бытовых, до философских.

Василий Иванович – набожный человек, но в хорошем смысле этого слова. Как и в любом другом дел, он знает меру – религиозность Базарова никогда не выходит за рамки здравого смысла и фактически является моральным кодексом – Василий Иванович признает преобладание науки над религией (но только в вопросах, не касающихся морали) и осознает важность развития науки, в частности медицины.

Отношения с сыном

У Василия Ивановича складываются нетипичные отношения с сыном. С одной стороны, Базаров-старший, будучи человеком сентиментальным имеет глубокую привязанность к сыну, но с другой стороны, он осознает, что Евгению хочется свободы от родительской опеки.

Как бы ни был Василий Иванович образован, он уже не может быть столь интересным собеседником для молодежи – жизнь наложила на него свой печальный отпечаток.

Интересы Василия Ивановича уже далеки от порывов юности и юного азарта – он может понять пыл молодых людей, но быть активных коммуникатором для нового поколения ему уже крайне сложно.

Исходя из этой позиции и ее осознания, Василий Иванович не навязывает свое общение сыну. Он понимает, что Евгений находится в том возрасте, когда перед ним открыты все дороги – сын может удачно реализовать себя и обеспечить свое будущее, при этом же «сидение под материной юбкой» будет для Евгения крайне губительно – он может упустить возможности.

Смерть Евгения становится трагедией и в без того не радостной жизни Василия Ивановича. Его любовь к единственному ребенку и надежды на то, что Евгений сможет применить свой талант и развить его были слишком велики.

Отношения с женой

Отношения с Ариной Власьевной у Василия Ивановича были также далеки от типичности – несмотря на возраст и различные жизненные трудности, супругам удалось сохранить теплоту отношений и привязанность.

Нельзя сказать, что они часто проводили время в беседах, наоборот, их общение фактически состояло из мелочных фраз, фрагментарных тактильных ощущений, однако, несмотря на это, они оставались душевно близкими.

Такое положение вещей вполне объяснимо характером женщины – она душевна, добрая, ласковая и, по сути, является идеалом русской женщины, которая смогла воссоединить в себе умственное и эмоциональное начало.

После смерти сына Василий Иванович старается поддержать свою супругу, которая, судя по всему, совсем утратила интерес к жизни. Они вдвоем часто приходят на могилу сына и с тоской вглядываются в его высокую могилу.

Таким образом, Василий Иванович Базаров – это человек, который смог найти гармонию с окружающим миром.

В глазах читателей он выглядит чудаком своего времени – его деятельность и манера поведения была слишком не типична для его эпохи, хотя нельзя сказать, что она была лишена логики – большинство идей, удачно воплощенных Тургеневым в образе Василия Базарова со временем стали не новомодной тенденцией, а распространенным явлением.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-vasilij-bazarov.html

И. С. Тургенев,

Какие деревья растут на могиле базарова

Основная тема литературного произведения «Отцы и дети» – борьба непримиримых сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа.

И вот, чтобы ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень любопытна и интересна. Вообще, русская природа в литературе к тому времени уже заняла свое прочное место.

Тургенев, как человек наблюдательный и знающий в этом вопросе толк, очень подробно и верно описывал пейзажи, благодаря им он создавал необходимую психологическую и эмоциональную нагрузку.

«Отцы и дети»: роль пейзажа в романе

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России.

Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы – отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами.

Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

После того как писатель написал этот свой литературный шедевр, многие критики задумались над тем, чем было обусловлено его создание. «Отцы и дети» – творение, описывающее события, происходящие в 1861 году – в эпоху крепостного права, как раз перед его отменой.

Вспомогательные приемы

Весь пейзаж романа не только социален, но и психологичен. Через обращение к природе воссоздается внутренний мир человека и яснее передаются его мысли и переживания. Такие приемы буквально на каждом шагу использует Тургенев в своем произведении «Отцы и дети».

Описание природы позволяет ему воспроизвести самые тонкие и наиболее важные черты характеров своих героев. Он пишет, например, про Аркадия, что пока тот размышлял, весна набирала свое, кругом все зеленело, лоснилось и волновалось от теплого ветерка, тут же звонко заливались жаворонки.

От этого у Аркадия ослабевали его размышления, он сбросил шинель, посмотрел на отца так же, как когда-то, своим веселым мальчишеским взглядом, и тот обнял его.

Тургенев великолепно противопоставляет пейзаж в день дуэли («славное и свежее утро») трагической развязке, и показывает противоестественность такой глупой смерти. Этим он подчеркивает, суетность люди перед величием и красотой природы. Пейзаж здесь становится символом истинной жизни. Особенно сильно это проявляется на кладбище у могилы Базарова.

«Отцы и дети»: главные герои

Ну а теперь, пожалуй, надо приступить к описанию сюжета – буквально в нескольких словах, чтобы было более понятно, о чем же там идет речь. В произведении «Отцы и дети» главные герои представляют собой русское общество, в котором начинает формироваться новый тип передовых людей, разночинцев-демократов, которые прониклись горячим стремлением изменить существующий строй в России.

Начинаются «Отцы и дети» (краткое содержание по главам расскажет об этом) с того, что в первой части Кирсанов Николай Петрович, живущий в своем имении Марьино, ждет возвращения сына, который едет домой не один.

Во второй главе Аркадий знакомит отца со своим другом. И представляет Евгения Базарова как простого человека, с которым можно обращаться, не церемонясь и не стесняясь.

Мастерская

Что любопытно в произведения «Отцы и дети», пейзаж в 3 главе как нельзя более точно описывает состояние героев. Отец очень рад встрече, сын постоянно посматривает на своего друга Базарова Евгения Ильича (студента-нигилиста, который учится на доктора) и даже боится, чтобы тот не услышал его размышления о необыкновенной красоте природы.

Ведь Евгений считал природу не храмом красоты, которым можно любоваться, а мастерской, где должен орудовать человек для своей и общественной пользы.

Базаров в вопросах нигилизма является наставником своего друга-однодумца и выступает против традиционных консервативных взглядов своих родителей и либерализма братьев Кирсановых – отца и дяди Аркадия.

Николаю Петровичу Тургенев очень симпатизирует, и описанная им его беседка, «разросшаяся и благоухающая», говорит о чистоте, мягкости и романтичности его души.

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником – гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

Образ дороги

В произведении «Отцы и дети» краткое содержание по главам постепенно дает четкую картину раннего весеннего пробуждения природы, которая вносит в повесть бодрую ноту и надежду на скорейшее обновление.

И как бы ни был радостен пейзаж, значение наступающей весны в героях разных поколений проявляется по-разному. Аркадий просто рад чудесному дню, отец его Николай Петрович цитирует стихи Пушкина, все его мысли связаны с «дорогой воспоминаний» из прошлого.

Этот образ дороги будет проходить через все повествование сюжета.

Пейзаж будет постоянно передавать ощущение простора, а не замкнутого пространства. Ведь совсем не зря герои постоянно путешествуют. Сразу возникает перед глазами образ России и великолепное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья».

Природа

Что касается произведения «Отцы и дети», роль пейзажа в романе весьма значительна. Надо отметить, что именно природа поставила последнюю точку в повествовании. Она как бы подводит итоги жизни всех героев.

В эпилоге представлено описание пейзажа деревенского кладбища, оно стало окончательным доказательством того, что теория Базарова потерпела крах, его принципы оказались несостоятельными и будут скоро погребены.

Вот только природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».

Очень четко это прописывает Тургенев в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе огромна, немного позже писатель с помощью своих излюбленных приемов раскроет личность Базарова, и тот проявится в своей истинной натуре. Итог жизни Базарова очень печален. Он влюбится во вдову, богатую помещицу Одинцову, а потом, заразившись тифом, умрет.

Покой и вдохновение

В произведении «Отцы и дети» цитаты говорят сами за себя. Базарову природа как бы мстит за его неправильное понимание, однако когда герой неважно себя чувствовал, «он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее, и себя…». Однако Тургенев показывает, что он не совсем пропащий человек, поскольку не утратил чувства прекрасного.

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий – молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Фенечка на фоне летнего пейзажа выглядит «свеженькой». Базаров хоть и отрицает красоту окружающего мира, но на подсознательном уровне един с ним. Чтобы понять себя, он идет гулять в лес, там он злится и негодует. Природе он может довериться, именно она становится невольным свидетелем его переживаний.

Заключение

В повести «Отцы и дети» цитаты воспоминаний из детства главного героя Базарова позволяют лучше понять его душу, в разговоре с отцом он вспоминает: «Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась». Здесь он показывает, что его душа еще не так черства, как он хочет показать.

Тургенев здесь показывает, как сильно, глубоко и мощно действует природа на человека, являясь источником его мыслей, чувств и настроений.

Источник: https://FB.ru/article/230465/i-s-turgenev-ottsyi-i-deti-rol-peyzaja-v-romane

Дерево на кладбище: значение разных пород

Мировая культура связывает со смертью множество деревьев, некоторые – в позитивном ключе, а некоторые – в негативном.

Так, в христианской культуре особое значение имеет осина – дерево, на котором, согласно легенде, повесился Иуда.

В Германии и у славян со смертью связывали ольху и ряд других деревьев, исходящих красным древесным соком (считалось, что эти деревья «кровоточат», и рубить их было дурной приметой).

У кельтов со смертью ассоциировался тис. Причина тому в яде, содержащемся в плодах этого дерева: ягоды тиса были одним из излюбленных способов самоубийства в этой культуре, например, среди воинов, опасавшихся попадания в плен.

Связь тиса и смерти сохранилась в изменённом виде и много веков спустя, когда кельтское язычество забылось, да и сами кельты в основном растворились среди других народов.

До сих пор на территории Англии, Франции и Испании тис – это повсеместное дерево на кладбищах.

Другим популярным «похоронным» деревом в Европе считается кипарис. Еще в Древней Греции и Риме кипарис ассоциировался с Миром Мёртвых и был частым деревом на могилах.

Позже, христиане переосмыслили его уже как символ вечной жизни, и в таком качестве ветви растения часто можно увидеть в западноевропейской иконографии и живописи. Российские широты для кипариса оказались недостаточно тёплыми, поэтому соответствующий обычай не прижился.

Впрочем, достаточно упорный человек при определённой удаче сможет высадить кипарисовое дерево на кладбище.

Славяне издавна связывали со смертью ёлку: кладбища часто устраивали в еловых лесах, и до сих пор сохранятся традиция забрасывать лапами хвойного дерева дорогу позади похоронной процессии. Иногда елку также специально сажали на месте захоронения.

Другое дерево, которым отмечали место последнего упокоения в древности – дуб. Если предполагать, что у этого обычаи было какое-то значение, оно, скорее всего, противоположно смыслу, заложенному в тис.

Дуб выступал как максимально живое дерево с глубокими корнями и мощной кроной, которое соединяло подземный мир мёртвых и небеса.

Впрочем, никаких текстов, подтверждающих это, у нас нет, и всё, на что мы может опираться, это гипотезы, которые выстраивают учёные на основании значения дуба в мифах.

Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?

Современные кладбища страдают катастрофической нехваткой места, и год от года проблема только усугубляется – выбирая дерево на могилу, это слеедует учесть. Некоторые растения растут «вглубь» почти так же интенсивно, как и «ввысь». Достаточно сильные корни могут перемещать гроб и деформировать основание памятника, способствуя появлению трещин или даже падению, и это важно учитывать.

Мощная корневая система дуба, клёна, рябины и некоторых других деревьев рискует с годами обернуться проблемой, особенно если корни залезут на соседнюю могилу.

А это вполне реальная перспектива, учитывая маленькое расстояние между местами захоронений на многих крупных кладбищах.

По этой же причине стоит осторожно высаживать высокие деревья, способные закрыть свет для других растений на соседних участках.

Особенными проблемами чревата осина. Дело в том, что это дерево разрастается, как грибница – гигантская корневая система даёт новые и новые побеги. Зачастую осиновая роща – это, фактически, единый организм, который потенциально может захватить всё кладбище. Впрочем, скорее всего, администрация срубит его раньше.

Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?

Легальных ограничений по поводу того, что можно сажать, а что нет, не так уж много. Конечно, каждое конкретное кладбище может выдвигать собственные требования, зависящие от изменения экологической ситуации, почвы и влажности в той или иной местности. Базовый документ, на который они опираются – Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000 ).

В соответствии с ним кладбище или крематорий обязаны иметь зелёные насаждения, так называемую «зону моральной защиты», которые окружали бы его границы, если вокруг находятся жилые участки. Создание этой зоны, учёт деревьев и поддержание их в порядке вменяется в прямую обязанность администрации.

В вопросе высадки деревьев непосредственно среди могил на первое место выходят соображения проветривания и инсуляции.

Излишне плотная высадка деревьев создаёт риск того, что воздух будет застаиваться, а на кладбище, особенно большом, это чревато неприятным запахом и другими, более серьёзными проблемами.

Соответственно, ограничения высадки деревьев имеют строго количественный характер – плотность посадок на 1 га не должна превышать 170-250 штук.

Для выполнения этого требования администрация имеет право требовать согласовывать с ней высадку новых деревьев, или просто спилить дерево на кладбище, если его сочтут «лишним».

Но в остальном люди обладают полной свободой в вопросах озеленения мест последнего упокоения – зачастую, они будут, фактически, помогать кладбищенскому руководству, внося свой вклад в создание «зоны моральной защиты».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ritual/derevia-na-kladbisce-5e4e6f675033cf582d8771e4

Все полезное агроному
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: